История вытинанки. Вытинанка сегодня

вытинанка

В истории нашей культуры достаточно много видов народного декоративно-прикладного творчества, в свое время достаточно популярных, в последствии практически забытых, а сегодня возрожденных, возвращенных фактически из небытия, на новом уровне приобщенных в современные культурные процессы. В полной мере это касаться и искусства создания ажурных узоров из бумаги – вытинанки.

В свое время этот вид народного искусства пережил краткий, но заметный расцвет. В концы XIX и, в особенности, в первой половине XX века ажурные узоры из бумаги можно было видеть почти в каждом доме. Небольшое оживление традиции наблюдалась в послевоенное десятилетие, затем вытинанка практически исчезла из народного быта, оставив след разве только в людской памяти.

вытинанка

Широкий подъем интереса к  национальной культуре, характерный для последнего времени, вызывал возрождение и развитие многих практически забытых видов народного искусства и народных художественных ремесел. И дело тут, скорее всего, не в осознании и понимании  их ценности как  части национальной белорусской культуры, необходимости поддерживать, возрождать и развивать художественное наследие наших предков. Как оказалось, традиционные художественные ремесла - вовсе не "архаика" или музейное приобретение, а очень современное явление, которое при умелом, бережливом, заботливом подходе органически и натурально включается в наш современный быт.

Наиярчайшей иллюстрацией этих процессов как раз и является вытинанка. Сегодня мы наблюдаем не просто возрождение, а стремительный взлет, который буквально за десятилетие вывел вытинанку в число наиболее популярных видов современного народного искусства. При этом заметно изменился и ее характер - от достаточно простых, скромных в художественных отношениях изделий к высокодекоративным произведениям.

вытинанкаПроцессы возрождения на новом уровне забытых страниц национальной культуры вызывают необходимость выяснения традиций. Как оказалось, по сравнению с другими видами белорусского народного искусства традиционная вытинанка не оставила почти никакого реального следа. Причины этого разные, и прежде всего отношения к вытинанке самих мастеров. Когда, например, тканное или вышитое обрядовое полотенце могло передаваться из поколения в поколение, то сделанные из дешевого непрочного материала ажурные бумажные узоры ежегодно (а то и несколько раз на год) заменялись новыми, старые узоры без жалости выбрасывали, потому искать их сегодня в традиционном быте - напрасное занятие. Не позаботились собрать их в свое время музеи, не упоминают в своих работах исследователи материальной и духовной культуры.

Такое невнимание исследователей народной белорусской культуры к вытинанке можно объяснить достаточно поздним оживлением белорусской этнографической и искусствоведческой науки. Потому приходится констатировать очевидный факт: когда у наших соседей - поляков, украинцев, литовцев - публикации про вытинанку появились еще в начала XX века, а богатые музейные коллекции сохраняют узоры столетней давности, то белорусские исследователи ничего этого не имеют.

Нельзя не отметить при этом, что отношения к вытинанке как виду народного искусства не совсем однозначные. Когда литовские, украинские, польские, словацкие исследователи давно определили надлежащее место вытинанки в культуре своих народов, то исследователи русского народного искусства относятся к ней достаточно скептически. По-видимому, это можно пояснить как слабой распространенностью вытинанки в русской народной культуре, да и не особо выгодным сравнением ее с глубоко традиционными видами народного искусства. На первый взгляд вроде логично: и история вытинанки не особо богатая, и материал нетрадиционный, и выступала она часто в качества временного и более дешевого заменителя тканей, кружев, вышивки. Тем не менее, в этом случае стоит руководствоваться принятым в искусствоведении правилам: когда какой-то вид творчества пережил более чем три поколения мастеров, его можно считать народным искусством. А период активного существования вытинанки значительно больший, и за такое время ее создатели выработали характерные для таких изделий и одновременно глубоко традиционные художественные средства и приемы, что позволило их произведениям органично вписаться в интерьер народного жилья, не создавая диссонанса с другими видами народного искусства. Выделяется вытинанка и национальными особенностями, что всегда было свойственно глубоко традиционным видам народного искусства.

вытинанкаИ все же при этом нужно отметить, что неполное столетие активного существования вытинанки - не очень большое время в эволюции народного искусства, чтобы успеть выработать такое совершенство форм и декора, как, скажем, в ткачестве, вышивке, резьбе, гончарном искусстве. Потому в искусстве вытинанки (в том числе и у наших соседей) много случайных мотивов, чужих влияний, подражательства, нередко преобладает ярко выраженная индивидуальность или обычная самодеятельность. Это в особенности заметно в современной белорусской вытинанке, поскольку, даже при всем желании мастеров опираться на ее традиции, они сталкиваются с уже отмеченной практически чистой страницей в отечественном искусствоведении.

Первой попыткой заполнить эту страницу стала статья в журнале ?"Мастацтва Беларусі" (Искусство Беларуси) в конце 1980-ых годов - времени заметного роста интереса к забытым видам традиционного народного искусства. Эта статья кратко, исходя из имеющегося на то время немногочисленного материала, описывала историю и тогдашнее состояние вытинанки в Беларуси, характеризовала ее художественные особенности и технологичную специфику. Предложенная в статье классификация вытинанки согласно своим технологично-композиционным разновидностям и сегодня без каких-то дополнений и изменений используется всеми, кто обращается к этому виду народного искусства Беларуси.

вытинанкаЗаметная необходимость в методическом обеспечении широкого интереса к "искусству бумаги и ножниц" вызывало появление нескольких пособий практичного характера, что давали возможность овладеть основными приемами создания вытинанок всем, кто хотел освоить этот технологично достаточно доступный вид народного художественного творчества. В свою очередь, эти издания поспособствовали роста интереса к вытинанке практически во всех уголках Беларуси с охватом широкого диапазона возрастов, начиная с воспитанников детских садиков.

В итоге сегодня вытинанку можно считать одним из наиболее популярных видов современного народного художественного творчества, который идет почти вровень с таким национальным феноменом, как соломоплетение. Вытинанка - обязательный экспонат разнообразных выставок современного народного искусства, в этом направлении проводятся разнообразные конкурсы и праздники, устраиваются семинары-практикумы и мастер-классы.